(1302-1380), прп. (пам. греч. 20 апр.). В миру - Андроник, род. в Нов. Патрах (совр. г. Ипати) во Фтиотиде в богатой и знатной семье, рано осиротел и воспитывался дядей. Во время захвата города каталонцами (1319) он был пленен, однако ему удалось бежать.
Из-за частых пиратских набегов монахи были вынуждены оставить свою келью: Моисей переселился в Иверский мон-рь, Григорий и Афанасий - в Фессалонику, а затем в Веррию. Желая найти уединенное место, они по совету Иакова, архиеп. Сервийского, ушли в Фессалию и поселились около г. Стаги на высоких голых скалах, где, по словам жития, «жили только орлы и коршуны». Первоначально они обосновались на ближайшей к городу скале, называвшейся Стилос (ныне скала Св. Духа), где находилась заброшенная ц. Архангелов, высеченная пастухами в скале. Узнав об их иноческих подвигах, многие стали приходить к ним за духовным советом и благословением. Ок. 1340 г. Афанасий в поисках уединения и более суровой аскезы переселился в пещеру на самой высокой скале Платилифос, к-рой он дал название Метеорон (Μετέωρον), т. е. «парящий в воздухе». Позже это название распространилось на всю гряду скал, а Платилифос стала именоваться Б. Метеоры. Старец Григорий же остался жить на прежнем месте, затем вернулся в Фессалонику.
Через нек-рое время к Афанасию стала стекаться братия. Он начал постройку ц. Богородицы, посвятив Божией Матери новый мон-рь. Когда число иноков достигло 14 чел., была построена ц. Преображения, впосл. ставшая соборным храмом и давшая название мон-рю. Основанный А. М. мон-рь являлся общежительным (киновией) со строгим уставом. Сам преподобный 5 дней в неделю пребывал в своей пещере в безмолвии и молитве, лишь в субботу и воскресенье выходя на службу в соборный храм. От Бога он получил дар прозорливости и чудотворения.
По мнению Д. Софианоса, А. М. скончался не в 1383, как принято считать, а в 1380 г. Из жития преподобного известно, что перед смертью он назначил вместо себя духовником для братии иером. Макария. В послании Нила, митр. Ларисского, датированном нояб. 1381 г., Макарий уже называется духовником Метеорского мон-ря. Анонимное житие А. М. написано, по-видимому, метеорским или афонским монахом в кон. XIV в. Честная глава А. М. хранится в мон-ре Преображения.
Гимнография. В 1788 г. было издано последование А. М., автором к-рого является Иустин Декадион (Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 18-19). В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, это последование не вошло.